Особенности диагностики и симптомы
Есть совершенно четкие критерии синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей, которые удается установить на основании специального опросника. Так, дефицит внимания выявляется с помощью обнаружения таких симптомов, как:
- неспособность внимательно отслеживать детали, совершение ошибок в деятельности;
- трудности с поддержанием внимания в том числе при игровой деятельности;
- ребенок не слушает, что ему говорят;
- неспособность следовать инструкциям, завершать задачи и бытовые дела не в связи с оппозиционным поведением;
- нарушение организации деятельности;
- избегание домашней работы, заданий, требующих постоянных умственных усилий;
- отвлекаемость;
- частая потеря вещей и др.
Гиперактивность проявляет себя следующими симптомами:
- двигательное беспокойство, ерзание на месте;
- стремление покинуть место в ситуации, когда нужно оставаться на месте;
- беготня, попытки карабкаться куда-либо;
- шумность в играх, трудности с тихим проведением досуга;
- чрезмерная моторная активность и пр.
Импульсивность состоит в том, что ребенок часто дает ответы на вопрос, который еще не озвучили до конца. Он неспособен дожидаться своей очереди, прерывает или перебивает других, вмешивается, много разговаривает.
Особенности лечения СДВГ у детей
В лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности используются такие медикаменты, как:
- психостимуляторы;
- современные антидепрессанты;
- противотревожные, седативные препараты, ноотропы и пр.
Широко применяется немедикаментозная терапия, в частности, психотерапия в виде модификации поведения, метод биологической обратной связи, а также методы нейродиетологии, витаминотерапия и многое другое. Важно понимать, что официальная наука признает не все перечисленные подходы.
Большое значение имеет обучение близких людей ребенка с СДВГ и их информирование об особенностях диагноза, протекания синдрома, возможностей поведенческой и иных методов коррекции. Важно понимать, что СДВГ является не поведенческим расстройством, а обусловлено особым функционированием нервной системы, что обязательно нужно учитывать при воспитании ребенка, а также выстраивании траектории его обучения.
Список литературы:
Студеникин В. М. Гиперактивность у детей: мифы и реальность // РМЖ. Мать и дитя. — 2017. — №12. — С. 914-919